Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Благодарим за вклад, который Вы сделаете!.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Три булки - Русские простонародные легенды (1861 год)

Жил-был пономарь и был он горький пьяница, а доходу почти ничего не имел, потому что храм был в глухом и безлюдном месте. Надоело этому пономарю сидеть без денег. Взял он ключи, запер храм, ключи же бросил в бурьян и пошёл куда глаза глядят. Вот идёт он путём и дорогою да думает, куда ему лучше идти? Только вдруг и слышит, что кто-то тихонько ударил его по плечу рукою. Пономарь оглянулся и видит, что сзади его стоит старичок седенький и говорит: «Послушай, добрый человек, скажи мне, куда ты идёшь?»

— Да и сам не знаю, иду куда глаза глядят, был я в пономарях да наскучило жить мне, доходу ничего нет, так вот я бросил запертый храм и пошёл куда глаза глядят, не раздобудусь ли где деньгами.
— Пойдём со мною вместе, я тоже иду куда глаза глядят, куда ветер понесёт.
— Пожалуй, пойдём, ты от меня моего хлеба не отобьёшь.
Вот они и пошли, шли, шли и подошли к реке, а уж начинало меркнуть на небе, вот старик и говорит пономарю:
— Будет[1] сегодня идти, пойдём завтра с утра, а теперь вот сядем на бережку, у меня есть три булки; по одной мы съедим сегодня, а одну оставим на завтра; на вот тебе одну булку, а вот другую мне, а третью завтра съедим.
Вот сели они на берег реки, поели булок да и легли спать; старик скоро заснул, а пономарю не спалось. Он вертелся, вертелся, нет, не спится ему, вот и пошёл он прогуляться. Гулял, гулял, старик спит, будить его ещё рано, а есть ему хочется. Вот он походил, походил, подумал, подумал да потом и подошёл к старику, видит, что старик спит крепко, взял третью булку да и съел. Потом и лёг спать, как будто ничего не знает. Старик проснулся и стал его будить. Пономарь встал и пошёл умываться вместе со старичком к реке. Тогда ему старичок и говорит:
— Ну, мы теперь разделим с тобою булку, которая осталась, поедим да и опять в путь; нам надо будет эту реку переходить.
— Поедим, пожалуй, — говорит старичку пономарь, а сам думает: «Хватился уж, я давно булку-то и один съесть успел».
Вот старик и стал искать булку:
— Где же булка, ты брал?
— Нет, не брал.
— Так где же она?
— Не знаю, ей-богу не знаю.
— Смотри, брал, больше деться некуда?
— Да ведь я же говорю, что не брал.
— Брал, смотри, признайся, всё ведь равно уж.
— Да говорят, что не брал, и божусь тебе, что не брал.
— Ну, — говорит старичок, — не брал, так не брал; пойдём в путь, иди за мной через эту реку, она не глубока, кажись.
Вот старичок и пошёл, а за ним и пономарь, а как стало место глубокое, тогда старичок и поплыл и пономарь поплыл; только он плавал худо, доплыл до середины и стал тонуть, тут он испугался и закричал старичку:
— Спаси меня, тону!
Старичок подплыл к нему и говорит:
— Если хочешь, чтоб я тебя спас от смерти, то скажи теперь, откройся, ведь ты съел третью булку.
— Не ел, право, не ел, — и пономарь стал клясться.
— Ну, ну, ладно, не клянись, — сказал старичок и вытащил пономаря на берег.
Посидели они немного на берегу и пошли в дорогу. Шли, шли, уж ночь стала становиться, и приходят они в город. Походили по городу, попросились кое-где ночевать, никто их не пускает, и приходят они к одному дому, постучались, ночевать попросились, их и впустили. Хозяин дома был золотых дел мастер и делал драгоценные запястья[2] царской дочери к её свадьбе. Вот наши путники переночевали, а утром поблагодарили хозяина и пошли опять в дорогу. Только они отошли несколько от дома, как вдруг бежит хозяин, схватил их и закричал:
— Стража!
Стража подошла, тогда хозяин объявил, что они у него сегодня ночевали и украли запястье, которое он делал царской дочери. Стража тотчас обыскала пономаря и нашли у него в сапоге запястье. Пономарь и клялся и отговаривался всячески, что он не брал запястья и не знает, как оно к нему в сапог попало, его не стали слушать и повели в темницу, а старичка отпустили. Скоро узнал сам царь, что было украли запястье его дочери и приказал вора на огне сжечь. Пономарь сидит в темнице и горько плачет, что пропадает за напрасно, а ему осталось жить только три часа. Вдруг темница отворилась и к пономарю пришёл старичок, его спутник.
— Послушай, — сказал старичок, — тебе недолго жить осталось, признайся мне — съел третью булку?
— Отойди ты от меня с твоей булкой, неужели ты думаешь, что я бы тебе давно не сказал, что я съел.
— Послушай, — сказал старичок, — булке деться больше было некуды, если бы ты не взял; ты только признаться не хочешь, а если ты признаешься, то я тебя от смерти избавлю.
— Избавь меня от смерти, будь отец родной, я задаром пропадаю, — так стал пономарь молиться старичку.
— Ладно, изволь, — сказал старичок, — только признайся, съел ведь третью булку?
— Ах, какой ты, клянусь тебе, что я не ел.
— Ну, ну, ладно, не клянись, — сказал старичок, — пойдём вон, — старичок взял пономаря за руку и вышел с ним из темницы.
Вот идут они путём-дорогою и приходят в другое царство, было уже ночное время, постучались они к хижинке, попросились на ночлег. Старушоночка старенькая впустила их, накормила и стала рассказывать, что у их царя дочь нездорова, всякие доктора и лечить отказались и царь сулит тому, кто её вылечит, половину своего царства. Вот наши путешественники выслушали старуху да и спать полегли, а утром встали, поблагодарили старушку и пошли вон. Старичок и говорит пономарю:
— Пойдём, возьмёмся у царя дочь лечить, полцарства получим.
— Да как же мы возьмёмся, ведь я пономарь, а не знахарь какой, вот разве ты можешь, так другое дело?
— Могу, ладно, — говорит старичок, — пойдём.
Вот приходят они к царю и объявляют, что берутся его дочь от болезни излечить. Царь обрадовался, повёл их к дочери, — та лежит как мёртвая, старичок посмотрел на неё и говорит:
— Царь, нам нужно с нею одним остаться.
Царь ушёл, а старичок вынул из кармана ножик и отрезал голову царской дочери, потом и всю её разрезал. Пономарь смотрел, смотрел, да как пустился бежать, а старичок его и удержал:
— Нет, — говорит, — не беги, а подожди, что дальше будет.
Потом взял он, собрал все кусочки, перемыл, сложил как следует, дунул, и царица встала совсем здоровою; пономарь чуть плясать не пустился с радости. Старичок взял царицу под руку и повёл к царю. Царь обрадовался, поцеловал старичка и говорит:
— Проси чего хочешь.
Вот старичок и говорит:
— Дай ты мне, царь, три мешка с золотом, и чтобы во всех их поровну было положено.
Царь сейчас велел дать золото и отпустить с честью лекарей. Вот старичок и дал все три мешка с золотом нести пономарю и приходят они к той самой реке и к тому самому берегу, на котором пономарь третью булку съел. Тут и говорит старичок:
— Садись, будем золото делить. Вот видишь ли, этот мешок мне, этот мешок тебе, а этот мешок тому, кто третью булку съел.
Разбежались у пономаря глаза, повалился он старичку в ноги:
— Батюшка, отец родной, признаюсь тебе, я съел третью булку.
Тогда старичок и сказал ему:
— Ладно, прощаю тебе, ступай на старое своё место, где ты прежде служил, и служи у храма, а все три мешка возьми себе, с ними можешь жить и без доходу, да поминай меня.
Тут старичок пропал, а пономарь пошёл на старое место и уже никому не жаловался, что доходу нет, даже и вино пить перестал.
Примечания
↑ Будет — употребляется как категорическое решение окончить, прекратить, завершить что-либо; соответствует по значению словам: достаточно, довольно, хватит.
↑ Браслет, Запястье — ювелирное изделие, надеваемое на руку.