Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Благодарим за вклад, который Вы сделаете!.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Desperta Ferro!

Альмогавары во время завоевания Майорки, фреска XIV века
В Средние века альмогавары были известны всей Европе как смелые, сильные и жестокие воины. В XIII−XIV веках они были грозой мусульманского мира, устрашением для христианских правителей и непобедимым врагом почти для любого противника.
Альмогавары воевали фактически по всей Европе - в Пиренеях, Италии, Византии, Северной Африке, на Балканах.
Альмогавары были жителями горных районов Пиренейского полуострова, где в IX−Х веках на границе Испанской марки Франкской империи велись ожесточенные бои с маврами.
Название «al-Mugavari» с арабского переводится как «разведчик» или «те, что наводят ужас», что в полной мере характеризует суть этих войск.

Впервые под этим именем альмогавары упоминаются в 1110 году, во время Арагоно-сарагосской войны.
Позднее арагонские короли Хайме I Завоеватель (1208−1276) и Педро ІІІ Великий (1239−1285) начали активно использовать альмогаваров для реконкисты мавританских земель и охраны приграничных территорий. С их помощью в 1238 году были захвачены Майорка и Валенсия, а в 1252 году взята Севилья.
Таким образом королевство Арагон оказалось окруженным христианскими владениями и исчез главный источник существования альмогаваров: мусульманские владения, которые можно было бы грабить. В это время альмогавары начали разорять христианские территории, вступать в стычки с дворянскими отрядами, а также воевать между собой.
Король Педро ІІІ и альмогавары, картина Бартоломео Рибо Терриза (1866 год)
Чтобы решить проблему «трудоустройства» альмогаваров, Педро III направил их отряды за пределы Пиренейского полуострова.
В 1280 году альмогавары были основой арагонских войск, воевавших против Туниса, а в 1282 году, собрав 12-тысячный отряд альмогаваров, король отправил их на войну против Сицилийского королевства. В ходе ожесточенных боев 1282−1285 годов на территории Южной Италии арагонцы одержали ряд побед над прославленной нормандской конницей, а также успешно воевали в качестве абордажных подразделений флота.
Успехи альмогаваров резко повышают спрос на их услуги среди феодалов и рыцарей, и разрозненные подразделения становятся мощной армией наемников.

Восточная Каталонская компания в составе более 10 тысяч альмогаваров была известнейшей наемной армией Средневековья. На протяжении 1303−1311 годов во главе с рыцарем-тамплиером Рожером де Флором они вели боевые действия на территории Малой Азии и Балкан. Де Флор был нанят византийским императором Андроником II (1272−1328) для борьбы с турками, и в ходе кампании 1303−1304 годов каталонцы повсюду громили турок, зачастую побеждая силы противника, превышающие их в несколько раз.
Успехи де Флора, его намерения создать собственное государство, а также постоянные грабежи населения вынудили императора избавиться от опасного наемника и его солдат.
Однако Андроник ІІ недооценил альмогаваров, которые, избрав себе новых лидеров, в течение пяти лет жестоко мстили Византийской империи за погибших собратьев, беспощадно грабя и уничтожая население Фракии и Македонии.
Интересно, что с тех пор в Греции, Албании и Болгарии слова «каталонец» и «каталонский» имеют значения «преступник», «чудовище», «жестокий» либо используются как проклятие и оскорбление.
Вступление Рожера де Флора в Константинополь, картина Хосе Морено Карбонеро (1888 год)
Доукомплектованные греками, турками, албанцами и болгарами, в 1310−1390 годах отряды альмогаваров установили контроль над Афинским герцогством, фактически сделав его базой наемников и признав сюзеренитет Арагона.
К концу ХІV века остатки Каталонской компании были разгромлены другими наемниками - Наваррской компанией, а сами альмогавары постепенно исчезают с полей сражений как неэффективные и устаревшие подразделения - они уже не могли справляться с закованными в латы рыцарями и противостоять активно развивавшейся пороховой артиллерии и аркебузирам. Во второй половине XV века этот термин все чаще применяется для обозначения разбойников и грабителей, а сами альмогавары используются правителями для охраны границ, разведки и шпионажа.

Экипировка альмогавара состояла из легкого кожаного шлема на металлическом каркасе («капель де куэр»), куртки из толстой кожи или звериного меха, одевавшейся на полотняную рубаху («абарку»), меховых гетр и грубых кожаных сандалий. Богатые альмогавары использовали оригинальный корпусной доспех («перпунте»), сплетенный из полос толстой кожи, соединенных заклепками или прошивками. Основным их оружием были метальные дротики, короткие колющие копья («асконы») и короткие широкие тесаки («кольтелли»). С помощью такого вооружения альмогавары издали наносили тяжелые повреждения противнику, лишали его маневренности, а затем атаковали, чтобы добить.

Главные преимущества альмогаваров заключались в быстроте, неожиданности, необыкновенной силе и выносливости, а также чрезвычайном психологическом давлении на противника. В Пиренеях, пользуясь гористым ландшафтом, они неожиданно забрасывали врага дротиками, при этом сила метания была настолько большой, что позволяла пробивать щиты и броню. После этого альмогавары вступали в рукопашный бой, в котором благодаря своей подвижности имели очевидное преимущество над противником.
В условиях, когда альмогавары не имели возможности использовать ландшафт, они применяли психологическое давление. Непосредственно перед боем они синхронно били наконечниками копий или тесаков по камням-огнивам (которые носили в отдельных сумках), высекая искры, и неистово кричали: «Desperta Ferro!» («Проснись, железо!»), «Святой Георгий!» и «Арагон! Арагон!».
Безусловно, боевые качества альмогаваров основывались, прежде всего, на их необыкновенной храбрости, стойкости, дисциплинированности и быстрой адаптации к условиям боя. В противостоянии с кавалерией арагонские воины проявляли особую дисциплину и стойкость, в первую очередь уничтожая лошадей противника, а затем убивая и упавших всадников.

Для нанимателей альмогавары были очень выгодными подразделениями.
Во-первых, они не нуждались в большой плате - достаточно было позволить разграбить территорию врага.
Во-вторых, их боевые качества, выносливость в любых условиях и храбрость говорили сами за себя.
В-третьих, особое отношение альмогаваров к понятиям чести и долга позволяло феодалу приобрести очень преданное подразделение. Вместе с тем невыплата обещанного вознаграждения часто означала верную гибель «работодателя» и разорение его владений.

Отличием альмогаваров от других сословий того времени была их социальная гибкость, демократичность, а также неприхотливость в быту. В подразделения вступали люди разного социального и национального происхождения - в основном обедневшие пиренейские пастухи и крестьяне, а также перебежчики, дезертиры и рабы. Практически всю свою жизнь бойцы проводили вместе, что делало их необыкновенно сплоченными.
Все аспекты деятельности воинов регулировало их боевое братство («соматента»).
Правила чести и бескомпромиссности, созданные на основе кровной поруки, делали из альмогаваров не только универсальную боевую единицу, но и отдельную касту, сословие, жившее за счет войн и грабежа вражеских территорий. В определенный момент альмогавары фактически стали кочевниками, возя в походы свои семьи, выполнявшие также роль обоза и пополнения.

Организация альмогаваров базировалась на четкой структуре командования и управления.
Так как все воины считались членами боевого братства, то командиры избирались, исходя из их боевых качеств и заслуг. Рядовые воины составляли группы по 5-15 человек, во главе которых стояли капитаны («альмогатес»), группы же объединялись в отряды под руководством командиров («ададиль»). Командиром отряда мог быть рыцарь или дворянин, заслуживший уважение умелым командованием или отказавшийся от своей доли добычи.

Легендарные альмогавары были необычным и революционным явлением для военного дела Средневековья. Формируясь в сложных условиях жизни между мусульманским и христианским миром, они смогли выработать эффективную модель борьбы с обученным и сильным врагом. Тактическая гибкость, отчаянная храбрость и развитые традиции боевого братства гарантировали им успех на поле боя.
Вместе с тем постоянные грабежи и безудержная жестокость стоили им репутации и перспектив к развитию.
Однако опыт альмогаваров был одним из первых признаков пехотных подразделений нового времени - в частности, под их влиянием внедрялась боевая тактика свободного построения (то есть, исходя из ситуации на поле боя), а также система смешанных подразделений пикинеров, мушкетеров и мечников (терции).
Р.Грицкив