Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Благодарим за вклад, который Вы сделаете!.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

По воде, аки посуху: 115 лет назад по льду Невы проехал первый в городе электрический трамвай


Совсем другой транспорт можно было наблюдать на Неве в прошлом веке – петербургский электрический трамвай вышел в свой первый рейс 2 февраля 1895 года. Ледяной маршрут стал для города настоящим транспортным прорывом. Впрочем, ему пришлось преодолеть немало препон, прежде чем выйти на линию. Алексей Завьялов свидетельствует.

Все началось со скандала. Акционерное общество Конно-железных дорог, объединившись с городской властью, монополизировало в Петербурге все рельсовые перевозки ради одной цели: не пустить на улицу конкурентов, а с ними а прогресс - доступный электрический общественный транспорт.

Популяризаторы трамвая подумали: нельзя по улице – будем возить по Неве. И организовали короткий маршрут, по сути – водную переправу от Эрмитажа на Мытнинскую набережную. Новый вид транспорта настолько понравился петербуржцам, что уже скоро трамваи курсировали по всей заледеневшей магистрали.

Виктор Туралин, представитель организации «Петербуржцы за общественный транспорт»: «Всего было 4 маршрута. Первый маршрут "Сенатская площадь – Академия Художеств". Второй маршрут "Эрмитаж – Петроградская сторона, Мытнинская набережная". Третий маршрут был от Суворовской площади до Выборгской стороны. И позже сделали от Суворовской площади до Петроградской стороны».

По всей видимости, выглядело все это довольно сюрреалистично. Электрический трамвай для конца XIX века – в принципе диковинка. А тут еще на неровном льду, подсвеченный фонарями – в общем, маленькие электровозы манили петербуржцев, буквально как на свет бабочку.

Юрий Львов, экскурсовод Музея городского электрического транспорта: «Он контактным методом не доставал, то есть контактной штангой не доставал, и он постоянно искрил. Вот были жители города, которые специально вечером приходили смотреть, как искрит трамвай».

Несмотря на красоту, ледовый трамвай был успешным коммерческим предприятием. За сезон услугами этой транспортной компании пользовались 900 тысяч человек. по 3 копейки с каждого – и получалась неплохая прибыль.

Для того чтобы прокатиться на ледовом трамвае, нужно было обладать изрядной долей мужества. Ну, представьте: на небольшом участке замерзшей воды находились 2 рельсы (каждая минимум 300 килограммов), столбы для электропередачи, сам трамвай (это минимум 3 тонны) плюс пассажиры. Если предположить, что их было 20 человек и каждый весил килограмм по 70, получается еще 1,5 тонны живого веса. Между тем я один сейчас не решаюсь выйти на лед.

В институте Арктики и Антарктики расчетами прочности льда занимаются давно. Сейчас, например, изучают, сколько выдержит припаянный лед на полуострове Ямал – а то там недавно трактор провалился. Специалисты согласились заменить в формуле некоторые данные и посчитать, какой толщины должен быть лед на Неве, чтобы выдержать рельсозависимый вид транспорта.

Николай Кубышкин, старший научный сотрудник НИИ Арктики и Антарктики: «Для обеспечения грузоподъемности около 6 тонн на пресном льду потребуется 30 сантиметров льда».

В Музее городского транспорта сами не помнят, но уверены: тогда толщина льда была даже больше на 10 сантиметров. Неудивительно, что несчастных случаев не зафиксировано.

Наверно, трамвай можно было бы пустить и сегодня – рельсы ведь распределяют нагрузку по поверхности. Но МЧС вряд ли разрешит – уж больно современная Нева кажется ненадежной.