Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Благодарим за вклад, который Вы сделаете!.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Ледовый путь для петербургского трамвая

114 лет назад в Северной столице впервые в рейс вышел электрический вагон, ходивший по замерзшей Неве

Юбилей петербургского трамвая. Ровно 114 лет назад в Северной столице в рейс вышел первый трамвай. Причем, прямо по льду Невы.

Это был первый доступный электрический общественный транспорт. Пресса тогда писала: «Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище».

Почему трамваи пустили по льду и сколько стоил проезд, узнала корреспондент НТВ Дарья Криволапова.

Пересекать Неву по льду петербуржцам в конце XIX века было привычно. Кто-то ходил пешком, более состоятельные граждане пользовались санями. Но в любом случае это было не совсем удобно, а главное долго.

Видимо, этим и воспользовалось Общество финляндского летнего пароходства, пустив электрические трамваи по Неве. Прокладывать маршруты по суше не разрешало акционерное общество конно-железных дорог. Именно оно имело монополию на перевозки по городу. Поэтому схема трамвайного движения выглядела так.

Здесь, на набережной у Зимнего дворца, находилась пристань. По мосткам люди спускались и садились в вагон. Отсюда трамваи отправлялись до Мытнинской набережной. Путь был одиночный с одним разъездом посередине. Но? как писали газеты того времени, трамваи ходили часто, а проезд стоил три копейки в одну сторону.

На реку клали рельсы? dдоль ставили столбы и натягивали провода. Подпитывала их станция, находящаяся на барже около Мытнинской пристани. По сравнению с санями этот способ передвижения по праву считали одним из самых быстрых. Трамваи могли развивать скорость до 20 километров в час.

Причем строители железной дороги утверждали: их вагоны абсолютно безопасны. По желанию могут моментально остановиться, так как снабжены хорошими тормозами, а на колесах есть особые предохранительные дуги. Но аварии все же случались.

Сергей Бабушкин, любитель истории Петербурга: «Описан случай, когда с электричеством случилась авария и трамваи встали на середине реки. Пришлось людям идти пешком. Или произошла оттепель, река поднялась и подпортило пути. Но в целом трамваи работали достаточно эффективно».

Несмотря на это, трамваи пользовались популярностью и ходили по трем маршрутам. Кроме Дворцового перевоза, действовал еще Сенатский, от здания Сената до Академии Художеств. И от Суворовской площади до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне. К сожалению, ни один из тех вагонов до наших дней не сохранился. Теперь петербуржцам показывают лишь те, что на них похожи.

Ефим Щедринский, директор музея ГУП «Электротранс»: «Это примерно прототип того вагона, который ходил по Неве. Конечно, те были облегченные. Этот уже все-таки на массивной раме с большими двигателями. Они больше всего похожи на конку, которая запрягалась лошадьми. Трамваи были двухэтажные».

В вагоне одновременно могли ехать 20 человек. Но тогда зимы в Петербурге были морозные. И лед на реке стоял плотный. В нынешних климатических условиях даже для экскурсионных целей таким способом перемещения вряд ли можно воспользоваться. Теперь Неву даже в зимнее время не перейдешь, не переедешь.

Запись от 2 февраля 2009