Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Благодарим за вклад, который Вы сделаете!.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Кузнец и чёрт - Русские простонародные легенды (1861 год)

Жил один кузнец, человек беднейший-пребеднейший, а мастер своего дела, удивительный мастер, но счастье ему не давалось в руки. Как он ни старался зашибить копейку, всё напрасно. В кузнице у этого кузнеца висел портрет чёрта, нарисован был он страшный-престрашный. Кузнец всегда во время своей работы взглянет нечаянно на картину чёртову да и плюнет или калёным железом пихнет в неё. В одно время работа была у него спешная, а дело не спорилось, так он с досады калёным гвоздём чёрту глаз выжег; да и много разных ругательств делал кузнец над картиною. Чёрт знал про это, что кузнец издевается над его портретом, терпел, терпел и не вытерпел. «Постой», — думает, — «я задам кузнецу ходу».
Взял он в одно время, когда кузнеца не было в кузнице, и привалил огромный камнище к дверям кузницы, так, что войти в нее не было никакой возможности, а сам спрятался за кузницу и стал дожидать кузнеца. Вот пришёл кузнец, видит, что у его кузницы приворочен камнище, стал ругаться напропалую, потом и пошёл за аншпугом[1], чтобы им своротить камень с места, аншпуг лежал за кузницей. Вот бросился туда кузнец, взглянул и видит, что там чёрт запрятавшись.
— А, так это ты со мной такую штуку сделал, — закричал кузнец.
Потом схватил чёрта за шиворот и давай его лудить аншпугом по спине. Чёрт видит — дело худо, кузнец бить не перестаёт, и стал он просить прощенья.
— Ступай, — говорит кузнец, — стащи камень на прежнее место да больше никогда мне и на глаза не кажись, хуже изобью.
Чёрт отворотил камень и ушёл от кузнеца, а кузнец стал ещё более потешаться над картиною. Не вытерпел чёрт, задумал идти к кузнецу; приходит в виде человека, в синем картузе, в жёлтом галстуке, в коричневом фраке и с палкою в руке.
— Сделай мне, — говорит он кузнецу, — железную вилу, я тебе дорого заплачу.
— Изволь, — говорит кузнец.
— А дорого ли ты с меня возьмёшь за эту картинку? — чёрт показал на свой портрет.
— Она у меня, — говорит кузнец, — не продажная, а заветная. Чёрт стал приставать к кузнецу: «продай да продай, дорого дам». Кузнец заметил, что покупатель пристаёт. Посмотрел он на картуз, посмотрел на покупателя да и заметил у него повыше ушей маленькие два рожка. «Постой», — думает, — «не обманешь, догадался я, что ты за гусь такой, сдеру же я с тебя за свой портрет».
Взял он калёное железо да и уткнул в рыло нарисованному чёрту, а настоящий чёрт сморщился.
— Продай, — говорит он кузнецу, — я обогащу тебя.
— А как ты обогатишь меня?
— Да дам тебе клад, дорогой клад, только согласись.
— Ладно, — говорит кузнец, — изволь, веди, показывай где клад.
— Пойдём, — говорит чёрт, — да и картину бери с собою, как я тебе отдам клад, так ты мне отдашь и картину.
Кузнец согласился и они отправились. Вот приходят они в лес, чёрт вырвал одно дерево и показал кузнецу котёл золота. Схватил кузнец котёл с деньгами, бросил картину и пустился бежать, только не в ту сторону, где была его кузница, а совсем в другую, да так с тех пор и пропал неизвестно куда.
Примечания
↑ Аншпуг — деревянный брус, используемый в качестве рычага для подъёма и переворачивания тяжестей.