Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Благодарим за вклад, который Вы сделаете!.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

До 16 и младше. Расстреливал ли Сталин несовершеннолетних?


7 апреля 1935 года в СССР было принято постановление, допускавшее применение смертной казни к лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Спорный вопрос

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион, выступая в эфире телепрограммы «Познер» на «Первом канале», прокомментировал результаты опроса, согласно которым треть россиян положительно оценивают личность Иосифа Сталина.
«На полигоне есть музей, фотографии людей, там рассказывают, что происходило — каждый день привозили и расстреливали ночью по 200, 300, 400 человек. Были 15–16-летние дети. За что их расстреливали?» — сказал, в частности, Илларион.
Тем самым глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата коснулся одного из самых спорных вопросов в истории России XX века — о применении смертной казни в отношении несовершеннолетних.
Тема эта обсуждается достаточно давно, но особенно остро она зазвучала в декабре 2009 года, когда в эфире радиостанции «Эхо Москвы» журналист Матвей Ганапольский заявил: «Сталин подписал указ, что можно расстреливать детей с 12-летнего возраста как врагов народа! Кто из ублюдков смеет сказать хоть слово в его защиту?».
В ответ на это внук Сталина Евгений Джугашвили подал в суд иск о защите чести и достоинства, добиваясь опровержения ложных, по его мнению, сведений.
Иск Евгения Джугашвили был отклонён, что некоторые посчитали косвенным подтверждением того, что в Советском Союзе действительно применялась смертная казнь в отношении несовершеннолетних.
Так как же было на самом деле?

Поправка для несовершеннолетних

Не подлежит сомнению тот факт, что до 1935 года применение смертной казни к несовершеннолетним не допускалось даже теоретически.
Статья 22 УК РСФСР прямо гласила: «Не могут быть приговорены к расстрелу лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста в момент совершения преступления, и женщины, находящиеся в состоянии беременности».
8 апреля 1935 года в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» было опубликовано Постановление СНК СССР, ЦИК СССР от 7 апреля 1935 года № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», подписанное Председателем ЦИК СССР Михаилом Калининым, Председателем СНК СССР Вячеславом Молотовым и Секретарём ЦИК СССР Иваном Акуловым.
Данное постановление гласило: «1) Несовершеннолетних начиная с 12-летнего возраста, уличённых в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания. 2) Лиц, уличённых в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т. п. — карать тюремным заключением не ниже 5 лет. 3) Отменить ст. 8 "Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик". 4) Предложить Правительствам Союзных республик привести уголовное законодательство республик в соответствие с настоящим постановлением».
На основании данного постановления вносились поправки в законодательства союзных республик, в частности в Уголовный Кодекс РСФСР.
Ключевым изменением стала новая редакция статьи 12 УК РСФСР, до того момента звучавшая так: «12. Меры социальной защиты судебно-исправительного характера не подлежат применению к малолетним до четырнадцати лет, в отношении которых могут быть применяемы лишь меры социальной защиты медико-педагогического характера.
К несовершеннолетним от четырнадцати до шестнадцати лет меры социальной защиты судебно-исправительного характера могут быть применяемы лишь в случаях, когда комиссией по делам о несовершеннолетних будет признано невозможным применение к ним мер социальной защиты медико-педагогического характера».
В новой её редакции она излагалась так: «2. Несовершеннолетние, достигшие двенадцатилетнего возраста, уличённые в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер наказания».

Политбюро разъясняет

В разъяснениях к данным поправкам, разосланным судам и прокуратурам, говорилось о том, что под применением «всех мер наказания» подразумевается и применение смертной казни, статья 22 УК РСФСР в части неприменения смертной казни в отношении несовершеннолетних отменяется.
Толкованием неоднозначного постановления занималось Политбюро ЦК ВКБ(б) на заседании 26 апреля 1935 года.
В принятом постановлении говорилось: «1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных статьёй 1 указанного Постановления, относится и высшая мера уголовного наказания (расстрел).
2. В соответствии с этим надлежит считать отпавшим указание в примечании… по которым расстрел к лицам, не достигшим 18 летнего возраста, не применяется.
3. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрела) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры наказания в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорам и судебным работникам предварительно сообщать Прокурору Союза и Председателю Верхсуда Союза о всех случаях привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.
4. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных судах) в общем порядке».
Итак, постановление от 7 апреля 1935 года действительно допускало применение смертной казни в отношении несовершеннолетних с 12-летнего возраста с оговоркой, что это возможно только в исключительных случаях, при особо тщательном контроле за следствием и судебным процессом со стороны надзорных органов.
Постановление строго очерчивало круг преступлений, за совершение которых в отношении несовершеннолетних могут применяться все меры наказания — «уличённые в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству».
Особо подчёркивалось, что постановление от 7 апреля 1935 года не подлежит расширительной трактовке: «Привлечение несовершеннолетних в возрасте от 12 до 16 лет может иметь место лишь в делах о нарушениях, предусмотренных постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 года; все остальные случаи нарушений со стороны детей в возрасте от 12 до 16 лет в уголовном порядке не наказуются и за них ответственность несут родители, опекуны, а также подстрекатели и организаторы преступлений несовершеннолетних».

«Миндальничать с ними не будут»

Почему вообще возникла необходимость в подобном постановлении?
Вот что об этом пишет известный российский историк Сергей Черняховский: «Шёл 35-й год. В стране была не преодолена беспризорность. В то же время несовершеннолетние были освобождены от уголовной ответственности — к ним применяли по сути лишь медицинские и педагогические меры. Это создавало, с одной стороны, ситуацию безнаказанности, с другой — большой соблазн для взрослых преступников использовать несовершеннолетних для совершения преступлений под заманчивым стимулом — тебе ничего не будет. Именно поэтому вторая статья Постановления была посвящена ответственности тех, кто вовлекает детей в преступления, а сам формально остаётся в стороне.
В этой ситуации было принято решение о распространении действия Уголовного Кодекса и на несовершеннолетних "уличённых в краже, нанесении телесных повреждений, убийстве и попытке убийства". Строго говоря, и среди этих преступлений далеко не всегда была предусмотрена смертная казнь — она применялась действительно в исключительном случае — например, обычное убийство как таковое ею не каралось. К её действию в уголовной сфере относились лишь некоторые виды правонарушений, например бандитизм, разбой, сопротивление власти, сопряжённое с убийством представителя власти, и т. п.»
9 апреля 1935 года в «Правде» появилась статья под названием «Покончить с детской преступностью и её пособниками!», в которой, в частности, говорилось: ««Новый закон предписывает "привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания" несовершеннолетних правонарушителей, несмотря на их юный возраст, но уже настолько "созревших", что они оказались способными воровать, причинять насилия, увечья, убийства или попытки к убийству. Обязанностью всех комсомольских, пионерских и школьных организаций должно стать теперь широчайшее распространение этого решения, чтобы подростки, заражённые уголовными настроениями, ясно видели, что миндальничать с ними не будут».

Кто лежит на Бутовском полигоне?

Очень важный момент — Постановление от 7 апреля 1935 года не имеет никакого отношения к «врагам народа», поскольку печально знаменитая статья 58 УК РСФСР не входит в число тех, на которые распространяется его действие.
А как обстояло дело с правоприменительной практикой, насколько часто советские суды выносили смертные приговоры несовершеннолетним?
Большинство и отечественных, и зарубежных исследователей отмечают — существуют документы, в которых по тем или иным делам обсуждается возможность применения смертной казни в отношении несовершеннолетних, однако подтвержденных фактов вынесения подобных приговоров и приведения их в исполнение нет.
В ходе уже упоминавшегося суда по иску Евгения Джугашвили к радиостанции «Эхо Москвы» сторона ответчика представила документы о четырёх несовершеннолетних, подвергнутых казни в соответствии с данным постановлением. Все четверо, согласно документам, были лицами 1921 года рождения и были расстреляны в период с 19 декабря 1937 года по 14 марта 1938 года. То есть это действительно лица 16–17 лет, и они действительно были захоронены на Бутовском полигоне.
Трое из четверых — Александр Петраков, Михаил Третьяков и Иван Белокашин — обвинялись в том, что, уже находясь в тюрьме за уголовные преступления, вошли в группу заключённых, «которая враждебно настроена к существующему строю, систематически занимается контрреволюционной агитацией и ограблением сокамерников».
Четвёртый, украинец Анатолий Плакущий, также отбывавший срок за уголовное преступление, обвинялся в том, что «по собственной инициативе из озорных и хулиганских побуждений наколкой татуировки на левой ноге, выше колена, нарисовал одного из вождей Коммунистической партии. Свой поступок сопровождал выражениями оскорбительного характера, т. е. обвинялся в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР».
На «узников совести» в чистом виде вся эта четвёрка, откровенно говоря, не тянет. Но дело не только в этом.
Возраст данных лиц, указанный в представленных документах, вызывает серьёзные сомнения. Во-первых, он показан только годом, а не полной датой рождения, что как минимум странно. Во-вторых, всем четверым вменялась 58 статья УК, а, как уже было сказано, она не попадала под действие Постановления от 7 апреля 1935 года. То есть либо органы, предъявляя обвинение, сознательно нарушали действующее законодательство, либо данные лица всё-таки были старше указанного возраста.
И ещё один момент — согласно действующему на тот момент законодательству, лица, не достигшие несовершеннолетия, не могли содержаться в тюрьмах и колониях совместно с совершеннолетними преступниками. Из представленных же материалов следует, что вся впоследствии расстрелянная четвёрка содержалась на общих основаниях. Следовательно, есть причины сомневаться в том, что данные лица действительно были несовершеннолетними и сведения об их возрасте соответствуют действительности.

Единственную в СССР казнь подростка одобрил Хрущёв

В советской истории на сегодняшний день есть единственный не подвергающийся сомнению факт казни несовершеннолетнего. Произошло это уже тогда, когда пресловутое Постановление от 7 апреля 1935 года утратило силу.
27 января 1964 года в Ленинграде были зверски убиты 37-летняя домохозяйка Лариса Купреева и её сын Георгий, которому не было и трёх лет. Женщину и малолетнего ребёнка преступник зарубил топором, похитил деньги и фотоаппарат, поджёг квартиру, пытаясь замести следы, и скрылся.
Преступника задержали три дня спустя — им оказался 15-летний ленинградец Аркадий Нейланд. Будущий убийца воспитывался в неблагополучной семье, с 12 лет жил в интернате, откуда неоднократно сбегал. В 14 лет он начал трудовую карьеру, но отметился лишь прогулами и попытками краж. Нейланд имел несколько приводов в милицию по фактам мелких краж и хулиганства, однако до суда дела не доходили. За три дня до убийства его снова задержали по подозрению в краже, но он сумел сбежать. Как позже Нейланд показал на допросах, он был обозлён и решил отомстить всем, совершив «страшное преступление». Заодно подросток хотел добыть денег, чтобы отправиться к морю, в Сухуми.
Вооружившись топором, который также предварительно был украден, Аркадий Нейланд отправился на «дело». Жертву он выбрал случайно. Преступник хотел ограбить богатую квартиру, а критерием «богатства» для него послужила обитая кожей входная дверь.
Нейланд представился работником почты, и Лариса Купреева впустила его в квартиру.
В ходе допросов убийцы всплыли отвратительные подробности расправы. Например, Нейланд признался, что уже мёртвую женщину снял на найденный в квартире фотоаппарат в непристойных позах, намереваясь впоследствии продать фотографии.
Убийца сотрудничал со следствием и при этом держался уверенно, полагая, что самое страшное наказание ему не грозит.
И в самом деле, согласно действующему на тот момент законодательству, смертная казнь Аркадию Нейланду как несовершеннолетнему не грозила.
Однако 17 февраля 1964 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, допускавшее применение в отношении несовершеннолетних высшей меры наказания — расстрела.
Постановление было принято сразу после убийства, совершённого Нейландом, как водится, по просьбам трудящихся. Проблема, однако, заключалась в том, что, согласно формуле «закон обратной силы не имеет», на самого Нейланда данное решение распространяться не могло.
Но находившийся у власти Никита Хрущёв на подобные «мелочи» не обращал внимания. Как и в деле валютчика Рокотова, юридические нормы в «деле Нейланда» были принесены в жертву мнению первого лица государства.
23 марта 1964 года Аркадий Нейланд был приговорён к высшей мере наказания. Несмотря на протесты общественности, видных юристов, международных организаций и даже, по непроверенным данным, заступничество тогдашнего Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева, приговор был оставлен в силе.
Аркадия Нейланда расстреляли 11 августа 1964 года.

Смертную казнь несовершеннолетних в США запретили в 2002 году

Итак, несмотря на существование в советском законодательстве в течение ряда лет нормы, допускавшей в исключительных случаях казнь несовершеннолетних, за всю советскую историю имеется лишь один достоверно установленный случай казни несовершеннолетнего.
А что в это время происходило в других странах?
Выясняется, что в целом ряде стран мира на протяжении XX века казнь несовершеннолетних преступников была обычным делом. Более того, в ряде стран так остаётся и поныне.
По данным организации Amnesty International, в период с 1990 по 2007 год в мире произошло 56 случаев смертной казни несовершеннолетних преступников в девяти странах: Иране, Йемене, Китае, Демократической Республике Конго, Нигерии, Пакистане, Саудовской Аравии, Судане и США.
На протяжении почти всего XX века в США законы различных штатов допускали смертную казнь в отношении лиц, достигших 13–14-летнего возраста. Лишь в 1988 году Верховный суд США наложил запрет на применение смертной казни в отношении лиц моложе 15 лет.
И, наконец, в 2002 году Верховный суд США пятью голосами против четырёх принял решение о запрете смертной казни преступников, не достигших на момент совершения преступления 18-летнего возраста, на всей территории страны. Благодаря этому постановлению была отменена смертная казнь 72 несовершеннолетних преступников, которым она была заменена на пожизненное заключение без права досрочного освобождения.

«Дело Стинни»

В декабре 2014 года в США был посмертно оправдан 14-летний Джордж Стинни, казнённый в Южной Каролине 16 июня 1944 года.
Подростка обвинили в убийстве 11-летней Бетти Джун Бинникер и 8-летней Мэри Эммы Темз. Их тела обнаружили в городке Алколу в Южной Каролине. Кто-то их забил насмерть, изнасиловал и бросил в канаву недалеко от церкви.
Алколу в ту пору был разделён на две части — в одной проживали белые, в другой — темнокожие. Погибшие девочки отправились в «чужую» часть за цветами. Местный шериф, проводивший расследование, узнал, что в день гибели девочек видели разговаривающими с чернокожим подростком Джорджем Стинни.
Этот единственный факт оказался достаточным для того, чтобы суд присяжных всего за 10 минут приговорил 14-летнего парнишку к смертной казни.
Палачи, приводившие в исполнение приговор, оказались в затруднительном положении — мальчик был слишком мал для электрического стула. Ремни на руках пришлось не застёгивать, а завязывать. Вёлся протокол. Чтобы приговорённый сидел на нужной высоте, ему пришлось подложить на сиденье Библию, с которой Джордж пришёл на казнь.
Родным Джорджа Стинни спустя 70 лет после его казни удалось доказать, что он не был причастен к убийству в Алколу. Власти США признали, что в его отношении была допущена судебная ошибка.
Андрей Сидорчик